Отсрочка удовольствия - это такое расписание для неприятностей и удовольствий, когда мы усиливаем удовольствие за счет того, что сначала принимаем неприятности и расправляемся с ними. И это - единственный достойный образ жизни.
Этот инструмент - или процесс - хорошо известен детям; некоторые овладевают им уже в пятилетнем возрасте.
В шестилетнем возрасте он уже начинает булочку с мякиша, оставляя глазурь на закуску. В младших классах школы дети ежедневно упражняют свое умение откладывать удовольствие; особенно это видно на примере домашних заданий. Некоторые 12тилетние дети (хм... а я вот в 8 или в9 лет сама вставала в школу, готовила себе завтрак, одевалась и т.д. не говоря уж о уроках... ) уже вполне способны без родительских напоминаний сесть за уроки и выполнить их до начала телевизионной передачи. У подростка 15-16 лет такое поведение должно быть нормой.
читать дальшеУ большинства 15-16 летних подростков способность откладывать удовольствие вполне развита, но есть и такие, у кого она ограничена. а у некоторых, похоже, отсутствует совершенно. Это - трудные подростки. Несмотря на средний или даже высокий уровень интеллекта, они учатся плохо просто потому, что не работают. Они пропускают уроки или вообще при первой возможности не идут в школу.Они импульсивны. Их девиз - играем сейчас, платим потом. Эти подростки с негодованием встречают всякую попытку вмешательства в их импульсивный образ мыслей. Словом, попытки вмешательства обычно оказываются безуспешными; эти дети в конце концов бросают школу - лишь для того, чтобы продолжать свободное падение, которое чаще всего заканчивается безобразным браком, несчастным случаем, психиатрической лечебницей или тюрьмой.
Почему? Почему большинство людей могут научиться откладывать удовольствие, а меньшинство, не такое уж незаметное, терпит неудачу, часто непоправимую? Точного ответа на этот вопрос нет. Значение генетических факторов неясно. Слишком трудно учесть и проконтролировать все составляющие, чтобы можно было сделать научные выводы. Однако большинство результатов исследований указывают достаточно явно, что главную роль играет семейная история.
***
Недавно тридцатилетняя женщина-экономист пожаловалась мне, что вот уже несколько месяцев замечает за собой отвращение к работе, склонность откладывать задания "на потом". Мы проанализировали ее отношение к работодателям, к власти вообще и к родителям в частности. Словом, провели стандартный курс кропотливой психоаналитической работы, но , несмотря на это, она продолжала точно так же тянуть и откладывать работу, как и раньше. В конце концов однажды мы решились взглянуть правде в глаза.
- Вы любите сладкие булочки? - спросил я ее. Она кивнула утвердительно.
- А какую часть вы любите больше, мякиш или глазурованную корочку?
- О, конечно корочку!
- И как же вы едите булку? - продолжал я допытываться, чувствуя себя самым бестолковым психиатром в мире.
- Сначала я съедаю корочку... - отвечала она.
От ее гурманских привычек мы перешли к привычкам служебным, и, конечно, выяснилось, что рабочий день она распределяет так, чтобы самую приятную часть работы сделать в первый час, а остальные шесть часов волынить с неприятной частью. Я предположил, что если бы она нашла в себе силы сделать саму неприятную работу в первый час, то остальные шесть часов оказались бы приятными. И разве один неприятный час, за которым следует шесть приятных, не лучше, чем один приятный и шесть мучительных? Она согласилась со мной, и поскольку была волевой женщиной, то вскоре совершенно перестала отлынивать от работы.